Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.


Возрастные и индивидуальные особенности  школьников 



     Любой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.). Одновременно все ученики на определенной ступени обучения харастеризуются и общими чертами. 


     Общепринятой является следующая периодизация:

1) преддошкольный возраст (3–5 лет);

2) дошкольный возраст (5–7 лет);

3) младший школьный возраст (7—11 лет);

4) подростковый возраст (11–15 лет);

5) ранняя юность возраст (15–18 лет);

6) студенческий возраст (17–18 лет – 22–23 года) (по Б. Г. Ананьеву).

    Каждый из этих периодов характеризуется совокупностью многих факторов, которые выступают в качестве его показателей. Приведем три из них:

1) определенная социальная ситуация развития, т. е. форма тех отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми;

2) основные или ведущие типы деятельности;

3) основные психические новообразования. 


Особенности развития и воспитания младших школьников

      От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. 

     Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. 

     Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил. 

     В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. 

     С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем. 

     Этот период является наиболее важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, которое закрепляется в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

     Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи или детского сада на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

     Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.


Особенности общения со сверстниками и взрослыми

 

      Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей. 

      Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. 

      Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. 

Особенности развития и воспитания школьников среднего возраста

     В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

     В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. Унего возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным. Эта социальная активность подростка обусловлена большей восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих во взрослых отношениях.

    Такое повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

     В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

     Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

     Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

     Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

 

                                                                   Кризис подросткового возраста 

 

      Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых. Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров. 

     Особенности подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. Особенно бурно у подростка протекает переходный период, если в детстве он усваивал то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. В этом случае он оказывается не подготовленным к будущему по достижении «формальной» зрелости.

Причины:

Переход от «детства» к «взрослости»: 

1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 

2. Развитие духовности и интеллектуального потенциала. 

3. Выбор и подготовка к профессии. 

Проявления:

1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. 

2. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. 

3. Психологическая зависимость от родителей становится меньше. Свои дела, планы, секреты подросток доверяет не родителям, а другу. 

4. Изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью. 

5. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. 

6. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Вместе с тем обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. 

7. Стремление к «Мы». Но теперь это «Мы» составляют сверстники, а не члены семьи, как прежде. 

8. Негативизм. Подростки оказывают сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активно отстаивают свои права на самостоятельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет. 

Два основных пути протекания данного кризиса: 1. Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. «Я уже не ребенок».

2. Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. «Я ребенок и хочу оставаться им».

И то, и другое - варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант. 

      


Особенности развития и воспитания старших школьников

     Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

     Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

                                                     Личностное развитие старших школьников 

      Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики. 

    Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. 

      Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. 

     Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. 

       В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. 

 

Потребность в общении 

      Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. 

      Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. 

 

Кризис 17 лет (юношеский кризис)

Причина:

Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. 

Проявления:

1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья. 

2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. 

3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. 

4. Выбор профессии. 

Смысл (новообразования):

1. Выбор внутренней позиции. 

2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне. 

3. Профессиональное самоопределение.

Новообразования

Профессиональное и личностное самоопределение

Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)

Социальная ситуация развития

Референтная группа

Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим

Ведущие функции

Абстрактно-логическое мышление

К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться.

Ведущая деятельность

Профессионально-учебная деятельность

Освоение профессиональных знаний, умений 

10 советов родителям школьников

     Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок!

     ИНОГДА все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.

     Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.

     Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

     Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

     Второе — настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

     Третье — ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

     Четвертое — забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

      Пятое — не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

      Шестое — интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

      Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

     Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

      Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

     Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

     При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

     Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.

     Седьмое — не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

    Восьмое — работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…

      Девятое — но очень важное! — детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

     Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

     Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть… Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.

     Десятое, и последнее — своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!

Татьяна КОРЧАГИНА, школьный психолог

 

Оригинал: http://gazeta.aif.ru/_/online/ss/265/ss04_01

Рекомендую прочитать...


Советы родителям школьников — формирование отношения к школе

Отношение к учителям и школе

     У родителей часто складываются довольно сложные отношения со школой. Но все родители понимают, что их отдаленность от школы ведет к не очень хорошим последствиям для обеих сторон, и особенно для ребенка, который является объектом спора между двумя социальными институтами – школы и семьи.

читать полностью...

Ребенок и компьютер

 Ребёнок и компьютер. Друзья или  враги?

     «Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным.»- так начинается одна статья о компьютерной и интернет-зависимости, ранее неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». 

читать полностью...

Проблемы трудных подростков

 Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и решения

      Понятие «трудный» — очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети — какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

читать полностью...

Как помочь ребенку не употреблять психоактивные вещества

Советы родителям

     Ученые доказали, что если дети и подростки употребляют та­бак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в даль­нейшем они попробуют наркотики. 

  Между преждевременным началом половой жизни, изнаси­лованиями, нежелательными беременностями, венерическими болезнями подростков и употреблением алкоголя существует вза­имосвязь. Пьющие подростки чаще попадают в перечисленные ситуации. 

      Исследования показали, что различные отклонения в поведении подростков редко встречаются в изолированном виде. Обычно употребление табака, алкоголя, наркотиков сопровождается ло­жью, мелким воровством и хулиганством, прогулами занятий и плохой успеваемостью в школе. 

читать полностью...

Как помочь школьнику в период подготовки к экзаменам и контрольным? 

     Все учащиеся обычно испытывают сильнейший стресс перед грядущими экзаменами. Взрослые же способны облегчить долю ребенка-школьника своим участием и поддержкой. Итак, что полезного могут сделать родители для собственного отпрыска в столь сложный для него момент?

читать полностью...


Воспитание ребенка: несколько табу для думающего родителя

     Не существует универсальных правил воспитания подрастающего поколения, поскольку все детки разные. А если каждый ребенок уникален, то и отношения с ним тоже будут неповторимыми. Однако в поисках подхода к собственному чаду родителям не следует забывать о некоторых вещах, не рекомендуемых к практическому применению.

читать полностью...

Несколько интересных фактов об интеллекте

     

     Все люди разнятся меж собой интеллектуальными, или умственными, способностями. А это прямо влияет на приспособляемость человека к тем или иным жизненным ситуациям. Вопрос возникновения таких различий всегда интересовал ученых.

читать полностью...

Как укрепить иммунитет школьника

     

     Зима – это пора массовых простудных заболеваний и эпидемий гриппа, а им подвержены и стар, и млад. Особенно остро переживают подобные напасти дети, поэтому их родителям нужно заблаговременно подготовиться к холодам и постараться по возможности изменить состояние иммунитета ребенка в лучшую сторону. И о себе, конечно, тоже забывать не следует… Есть способы укрепления иммунной системы человеческого организма, противостоящей всевозможным инфекциям и болезнетворным микробам. Какие?

читать полностью...

Как помочь развиться юному гению

     Несмотря на то, что рождение ребенка – весьма ожидаемое событие в семье, оно нередко сопряжено не только с радостью, но и с трудностями. Особенно много испытаний выпадает на долю родителей, чьи дети являются исключительно одаренными. Нередко взрослые просто не знают, как отыскать подход к вундеркинду.

читать полностью...

Интеллект и музыка – есть ли между ними взаимосвязь?

    Сегодня ученые нередко дискутируют на тему зависимости развития высокого интеллекта от увлеченности ребенка музыкой. Но может ли музицирование в раннем возрасте стать залогом повышенных умственных способностей вашего чада и будет ли зависеть ли его нрав от предпочитаемого музыкального стиля?

читать полностью...

Источник: Ученик.ру

Интересные факты


Ученье – свет: несколько занимательных фактов о школе  

Слово «школа» подарили нам древние эллины. Причем, по их мнению, «сколе» - это «досуг». Естественно, в незапамятные времена греки не обучались в образовательных учреждениях, однако… Философы и их последователи нередко собирались в приятном местечке для того, чтобы неспешно обсудить порядок мироустройства. Такой досуг и называли «сколе».

И это было…

•   Слово «педагог» тоже родом из Древней Греции. Дословно оно означает «ведущий ребенка». В свое время так именовали верного семье раба, который сопровождал юного грека по пути в школу и обратно.

•   Греческая основа и у известного ныне изречения «сморозить (чушь)». Все дело в том, что «морос» в переводе означает «глупость». А прижилось словечко в русском языке, поскольку им ругали недотеп в гимназиях России.

•   Интересно, что в нашей стране первая школа была образована Петром I. В этом учреждении занимались только мальчики 12-17 лет.

•   Пазлы, популярные сегодня среди ребятни, были придуманы в XVIII веке. Причем отнюдь не с развлекательной, а с сугубо образовательной целью. Примерно в 1760 году картограф Джон Спилсбури (Англия) разрезал на кусочки карту Европы и попросил учеников собрать ее воедино. Метод был очень наглядным и полюбился детворе. Лишь спустя долгие годы люди додумались использовать пазлы в игре.

•   В Древней Спарте мальчики не только обучались в школе, но и несколько месяцев обитали в особых лагерях (где занимались спортом и соревновались меж собой). Обстановка, в которой пребывали ребята в этих местах, была крайне суровой. Так образовалось выражение «спартанские условия», пришедшее в наши дни со времен античности.


Знаменитые «неучи»

   

     Многим известным людям учеба в школе давалась с трудом. Однако это обстоятельство не помешало им в конце концов достичь успеха на избранном поприще.


•  Людвиг Ван Бетховен был не в ладах с математикой. В частности, за всю свою жизнь он так и не смог освоить умножение. А еще он полагал, что окунание головы в таз с холодной водой положительно влияет на мыслительные процессы. Именно поэтому прежде чем приступить к сочинению новых произведений он «бодрил» мозг таким экзотическим способом.

•  Миллионер Ричард Брэнсон прекратил учиться в школе, будучи в шестнадцатилетнем возрасте. Юноша страдал дислексией, а потому имел очень низкие отметки. Однако это заболевание не помешало его природной предприимчивости. Так в 16 лет он основал журнал «Student», который скоро начал приносить доход. Уже через год молодой человек стал заниматься благотворительностью.

•  Сэр Уинстон Черчилль в детские годы был классическим шалопаем. Он всячески отказывался работать на занятиях, учить уроки или хотя бы демонстрировать прилежание. Два года такого образования дали нулевой результат, из-за чего ребенка то возвращали в лоно семьи, то снова отдавали в школу. Повзрослев, Черчилль стал имитировать бурную деятельность, благодаря чему двойки сменились тройками. Будущего нобелевского лауреата считали одним из самых слабых учащихся своего класса на протяжении всего периода обучения.

• Отец отечественной космонавтики Константин Циолковский тоже не блистал успехами на ниве образования. Правда причиной этого стала тугоухость – следствие скарлатины, коей ребенок переболел в возрасте 10 лет. А потому объяснения учителя долетали до мальчика лишь урывками. Тем не менее, юный Костя был совсем не прочь пошалить вместе с сотоварищами из Вятской мужской гимназии (и даже бывал за это в карцере). В возрасте 13 лет будущего ученого оставили на второй год, а чуть позже и вовсе отчислили за неуспеваемость. Однако впоследствии юноша все-таки смог сдать экзамены на звание учителя, причем занимался в процессе подготовки исключительно самостоятельно.

Безусловно, талантливые «недоучки» действительно встречаются. Так, Чарли Чаплин бросил учебу, поскольку был вынужден помогать семье, небезызвестный Дэвид Бэкхэм – чтобы посвятить себя футболу, а «великий и ужасный» Оззи Осборн – дабы просто зарабатывать на жизнь. Хотя такие случаи скорее редкость, нежели правило. Зачастую же именно достойное образование, живой и гармонично развитой ум помогают добиться в жизни подлинного успеха.

 

по материалам сайта http://uchenick.ru/ 

Оставить комментарий

Комментарии: 0